Как новый продукт пробивает себе дорогу на рынки.

Сегодня можно купить практически любое оборудование, установить его и выпускать товар. Однако, разумеется, в этом не будет никакого смысла, если продукция не востребована на рынках. В этом теперь на собственном опыте убеждаются в предприятии « Рагозницкий крахмальный завод». Корреспондент «Звезды» ознакомился с материалами Комитета государственного контроля Гродненской области, а потом пришел на предприятие, где сейчас озабочен загрузкой новой линии по производству модифицированного крахмала.

Крахмальный завод в деревне Большая Рагозница в 1905 году построил местный помещик Мейштович . Сначала производили крахмал только в сыром виде, потом его начали сушить. А первую модернизацию предприятия завершили вместе с распадом Советского Союза в 1991 году. И уже в суверенной Беларуси произошла настоящая «революция»: в 2011 году, так сказать, по последнему слову крахмальных технологий, построили новый завод. Мощности по переработке картофеля увеличились втрое, значительно улучшилось качество продукции. А год назад смонтировали линию по производству модифицированного крахмала. Для республики она уникальна, так как крахмал для буровых работ у нас не производился - покупали за валюту за рубежом. К тому же, оборудование рассчитано на выпуск продуктов с различными физико-химическими свойствами, как нужно заказчику.

Передо мной - некоторые аналитические материалы по этой теме. Очевидно, что решение о закупке линии принималось на высоком уровне - в рамках Государственной комплексной программы развития картофелеводства, агароднаводства и плодоводства на 2011-2015 годы. По поручению правительства изучением спроса на новую продукцию и организацией производства занимались концерн « Белгоспищепром », предприятие «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларусии по продовольствию». Будто все просчитали. Получив «добро», завод провел тендер среди поставщиков оборудования и за счет банковского кредита приобрел у швейцарской фирмы линию по производству модифицированного крахмала. Однако со сбытом продукции пока проблематично. Комитет госконтроля констатировал, что в прошлом году линия была загружена на ... 5,9% от запланированной мощности. Причем, далеко не все из произведенного удалось продать.

Направляюсь в деревню Ляда Мостовского района, где построили новое предприятие. Директор «Рагозницкого крахмального завода» Валентин Бич показывает линию по производству модифицированного крахмала. Рядом - упакована продукция, оборудование теперь не работает. - Мы в состоянии производить конкурентоспособный по качеству и цене продукт, который востребован на нашем рынке, но пробиться туда пока не можем, - отмечает Валентин Бич. «Загвоздка» в том, что продукцию нужно сертифицировать , а для этого она должна пройти лабораторные и производственные испытания. Нефтедобытчики будто в ней и заинтересованы, но выдача заключения затягивается, что не позволяет заводу участвовать в тендере на реализацию модифицированного крахмала.

Тем не менее Валентин Бич верить, что вскоре новый продукт все же найдет дорогу к своим потребителям. Недавно из производственного объединения «Белоруснефть» получили предварительный акт по результатам испытаний, где нет претензий к качеству продукции. - Ждем официального документа и собираемся участвовать в тендере по закупке этого продукта на следующее полугодие, - говорит руководитель предприятия. - Однако сможете ли конкурировать с зарубежными производителями не только по качеству, но и цене? - Безусловно. Кстати, мы сегодня также можем модифицировать кукурузный крахмал, который значительно дешевле картофельный. Кроме нефтедобычи, сейчас прорабатываются и другие рынки сбыта. Например, уже заключили контракт с крупным частным предприятием, которое производит заменители цельного молока для выпойки телят. Вскоре завершатся все согласования и большому объему продукции будет гарантирован сбыт. Сотрудничают с предприятием «Светлогорск Химволокно», рассматриваются и другие варианты.

Кстати, сфера использования модифицированного крахмала довольно широкая и мостовчане намерены максимально увеличить свой ассортимент. Но это - завтра. А сегодня нужно наладить поставки крупным потребителям, чтобы оптимально загрузить новую линию и своевременно рассчитаться с кредитором. Борис Прокопчик